">
Экономика Public Relations
Информация о работе

Тема: Рабочая программ связей с общественностью PR

Описание: Профессиональная компетенция в сфере PR-деятельности. Выработка у студентов общего научного подхода в понимании принципов ПР-стратегии организации. Специфика персонального ПР для успешной и максимальной реализации личностных возможностей в достижении делового успеха.
Предмет: Экономика.
Дисциплина: Public Relations.
Тип: Методические рекомендации
Дата: 10.08.2012 г.
Язык: Русский
Скачиваний: 60
Поднять уникальность

Похожие работы:

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Экономики и менеджмента сервиса»

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой Петракова Е. Е.

_______________

«__»_____ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ – Связь с общественностью

Для специальности

100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Курс:4

Семестр:7, 8

ВСЕГО140 час.

Лекции:48 час.

Практические занятия:32 час

Лабораторные занятия:-

Самостоятельная работа:60 час

Форма итогового контроля:7, зачет, 8, экзамен

Курсовая работа-

Сыктывкар, 2008

Составлена

в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

ОДОБРЕНА УМК

Протокол №____от «__»__________2008г.

Председатель УМК

Фролова Л.Н.

Авторы – к.и.н., доцент Ольшевская Е.В.

Пояснительная записка

Факультет: управления, кафедра экономики и менеджмента сервиса

Преподаватель: к.и.н., доцент Ольшевская Е.В.

Размер курса: 48 часов лекции и 32 часа практических занятий.

Самостоятельная работа студентов (аудиторная и внеаудиторная) – 52 часа.

Цель: сформировать профессиональную компетенцию в сфере PR-деятельности. Задачи курса

- выработать у студентов общий научный подход в понимании принципов ПР-стратегии организации;

- уяснить специфику персонального ПР для успешной и максимальной реализации личностных возможностей в достижении делового успеха;

сформировать умения и навыки в использовании технологий внутри и внеорганизационной ПР-деятельности;

Основным объектом изучения в рамках данного курса является PR – деятельность в различных аспектах. Предметом курса является коммуникативное пространство как сфера деятельности PR, инструментарий и опыт его применения в различных сферах деятельности.

В процессе изучения курса у студентов формируется понимание природы связей с общественностью, процессов, происходящих в коммуникативном пространстве в целом и в организации как части этого пространства.

Курс предполагает не только передачу студентам соответствующих теоретических знаний, поиск ответов на вопрос «что», но и формирование умений и навыков практического применения профессиональной эрудиции, отвечая на вопрос «как?», а также выработку умения самосовершенствоваться в качестве руководителей и специалистов сервисной деятельности.

Структурно курс состоит из следующих модулей: введение в PR, инструментарий PR. основные подходы, используемые в PR и конкретные PR-технологии.

Курс «Связь с общественностью» содержит базовые знания, которыми должны обладать профессионально подготовленные менеджеры для эффективного выполнения своих функций и принятия оптимальных решений в условиях производственной деятельности.

Целевыми группами являются:

студенты системы высшего образования, обучающиеся по направлениям менеджмента и экономики;

слушатели системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, изучающие специфику сервисной деятельности;

Основные результаты обучения дисциплины «Связь с общественностью»:

знание об эволюции технологий PR-деятельности

представление о значимости связи с общественностью предприятий индустрии туризма, гостиниц и общественного питания

знание о переговорном процессе как PR -технологии

знание о фундаментальных понятиях основ связей с общественностью;

представление о методах теоретического и практического применения;

навыки использования технологий

навыки организации, менеджмента и управления в области PR-деятельности.

опыт организации и выполнения PR-программы;

опыт прогнозирования социальной реакции на PR-программы

определение экономической значимости PR-деятельности

Активные методы обучения

дискуссии;

case-study (разбор конкретных ситуаций) (по всем темам курса);

организационно-деятельностная игра (ОДИ);

ситуационная, деловая игры

Тематический план

№ Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану    Макси-мальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа     Всего В том числе       Лекции Семинары Индив. работа Лаб. раб.   1. Введение. Определение паблик рилейшнз и ее особенности 12 6 4 2   6  2. Общественность в сфере паблик рилейшнз 16 10 6 4   6  3. Коммуникативное пространство как сфера PR - деятельности 18 12 8 4   6  4. Управление PR -деятельностью 42 26 16 10   16  5. Управление имиджем 12 4 2 2   8  6. Управление кризисом 12 6 4 2   6  7. Процедурные и модульные технологии PR 14 8 4 4   6  8. СМИ как PR-технологии 14 8 4 4   6   Итого: 140 80 48 32   60  

1.4. Государственные требования

ДС 01.04. Связь с общественностью (Паблик рилейшнз). Определение паблик рилейшнз и ее особенности в деловой, политической, академической и другой среде. Коммуникационная среда предприятия; виды коммуникаций. Реляционные и информационные типы сообщений в управленческих коммуникациях. Модели принятия решений в процессе переговоров. Организация программ и кампаний паблик рилейшнз в мезосреде фирмы. Макросреда фирмы; цели и задачи. Макроимидж фирмы. Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение.

1.5. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. PR: сущность, принципы, особенности.

Студент должен знать: определение и сферы функционирования паблик рилейшнз (связь с общественностью), методы науки о связях с общественностью, субъекты и объекты PR-деятельности, законодательную базу данного вида деятельности.

Студент должен уметь: иметь представление о методах теоретического и практического применения знаний, содержании профессиональной деятельности PR-специалиста.

Содержание темы

Определение паблик рилейшнз (связь с общественностью) и ее особенности в деловой, политической, академической и другой среде. «Связь с общественностью» как наука и вид профессиональной деятельности. Сферы функционирования паблик рилейшнз в современном обществе. Паблик рилейшнз как технология управления и как система коммуникаций. Цели и задачи паблик рилейшнз. Методы науки о связях с общественностью. Различия по целям, ресурсам, ответственности, мотивах, окружении. Оценка эффективности PR-деятельности. Законодательная база данного вида деятельности.

Практическое занятие 1. PR: сущность, принципы, особенности.

Вопросы:

Определение PR

PR как науки и вид прогрессивной деятельности

Сферы функционирования PR

Рекомендуемая основная литература:

Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. Учебное пособие. Рек. УМО / С. Емельянов.— СПб: Питер, 2006

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006

Рекомендуемая дополнительная литература:

Белов, А. А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие / А. А. Белов.— Ростов н/Д ; СПб.: Феникс: Северо-Запад, 2005

Калиберда Е. Г. Связи с общественностью: Вводный курс: Учебное пособие. Рек. УМО / Е. Г. Калиберда.— Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Логос, 2004

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006.

Самостоятельная работа (аудиторная): ответы на основные вопросы темы, рассмотрение кейс-ситуаций.

Кейс 1. Определение паблик рилейшнз.

За последние годы в нашей стране изданы десятки книг, посвященные аспектам связей с общественностью. Отечественные авторы выделяют уже более 1000 определений понятия «паблик рилейшнз». В определении этого феномена можно выделить 2 методологических подхода: нормативный, отражающий функциональный аспект явления, и аналитический, наиболее полно отражающий сущность рассматриваемого явления.

Задания:

Приведите наиболее адекватные определения понятия «паблик рилейшнз».

Определите область действий PR-специалистов.

Назовите субъекты и объекты PR-деятельности.

Кейс 2. Содержание профессиональной деятельности PR-специалистов

Содержание профессиональной деятельности PR-специалистов по связям с общественностью – одна их важнейших проблем теории и практики научной дисциплины. Четкое представление о нем дает возможность определить направления и ориентиры в профессиональной подготовке специалистов. Современные западные авторы выделяют ряд направлений работы PR-специалистов: написание и редактирование; исследования; консультирование; устные выступления и т.д.

Задания:

Дополните список функциональных обязанностей PR-специалиста.

Выделите 2 основные группы функций и распределите по ним обязанности PR-специалиста.

Опишите четырехступенчатый алгоритм разработки конкретной программы паблик рилейшнз или PR-кампании и выделите в связи с этим функции PR-специалиста.

Назовите основные качества успешного PR-специалиста.

Кейс 3. Паблик рилейшнз как деятельность

В теории паблик рилейшнз по-разному определяется цель PR, исходя из сущности рассматриваемого явления. Так, одни авторы в качестве цели видят гармонизацию отношений между организацией и общественностью, другие ее сводят к созданию ее позитивного имиджа, иногда целью считают создание эффективной системы коммуникаций организации со средой. Достижение цели деятельности обеспечивается решением адекватных ей задач и выполнением определенных функций. Конкретное выражение цели паблик рилейшнз как особого вида деятельности также находит отражение в функциях.

Задание:

Назовите и раскройте функции паблик рилейшнз как вида деятельности.

Укажите сферы функционирования PR в современном обществе.

В зависимости от функций определите цель и результат паблик рилейшнз

Приведите пример достижения конкретной цели компании с помощью средств паблик рилейшнз.

Самостоятельная работа (внеаудиторная): доклады и рефераты по теме.

Функции паблик рилейшнз как вида деятельности.

Сферы функционирования PR в современном обществе.

Субъекты и объекты PR-деятельности.

Направления работы PR-специалистов.

Основные качества успешного PR-специалиста.

Область действия PR-специалистов.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. Учебное пособие. Рек. УМО / С. Емельянов.— СПб: Питер, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006.

Калиберда Е. Г. Связи с общественностью: Вводный курс: Учебное пособие. Рек. УМО / Е. Г. Калиберда.— Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Логос, 2004

Белов, А. А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие / А. А. Белов.— Ростов н/Д ; СПб.: Феникс: Северо-Запад, 2005

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006

Тема 2. Общественность в сфере паблик рилейшнз.

Студент должен знать: понятия общественности, общественного мнения, классификацию групп общественности, модели связей с общественностью.

Студент должен уметь: применять методы теоретической и практической работы с группами общественности, навыки использования технологий, управления в области PR-деятельности.

Содержание темы

Понятие общественности в науке о связях с общественностью. Классификация групп общественности. Алгоритм работы с группами общественности. Общественное мнение, понятие и структура. Управление общественным мнением. Сферы применения PR. Социально-психологические основы PR- деятельности. Механизм построения PR- деятельности. Модели связей с общественностью.

Практическое занятие 2. Понятие общественности в теории паблик рилейшнз.

Вопросы:

Понятие общественности

Классификация групп общественности

Алгоритм работы с группами общественности

Практическое занятие 3. Общественное мнение в науке о связях с общественностью.

Вопросы:

Понятие и структура общественного мнения.

Управление общественным мнением.

Модели связей с общественностью.

Рекомендуемая основная литература:

Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. Учебное пособие. Рек. УМО / С. Емельянов.— СПб.: Питер, 2006

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006.

Рекомендуемая дополнительная литература:

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Трикста, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006

Самостоятельная работа (аудиторная): обсуждение кейс-ситуаций.

Кейс 4. Понятие общественности

В самом общем виде под понятием общественности понимают любую группу людей, так или иначе связанных с деятельностью организации. Обычно выделяются два сущностных признака общественности: публичность ее социального функционирования и ее характеристика как субъекта социального взаимодействия. Общественность, вовлеченную в PR-деятельность, называют целевой общественностью (PR-общественностью). Классификация групп общественности осуществляется с целью выявления так называемых «своих» групп, которые оказывают наибольшее влияние на успех или неудачу организации. Существует несколько типов классификации, в зависимости от целей и критериев классификации. Так, например, выделяются

Внутренние и внешние группы

Группы по ситуационному принципу

Группы по субъектам социального взаимодействия

Группы по объектам их социального влияния

Задание:

Опишите внутренние и внешние группы общественности по отношению к коммерческой организации

Выявите группы социального влияния во время проведения политической компании (например, выборов в органы власти)

Какие группы общественности наиболее важны в работе турагенства?

Самостоятельная работа (внеаудиторная): проработка основных вопросов темы.

Классификация групп общественности.

Внутренние и внешние группы общественности по отношению к коммерческой организации.

Алгоритм работы с группами общественности.

Управление общественным мнением.

Социально-психологические основы PR- деятельности.

Механизм построения PR- деятельности.

Модели связей с общественностью.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью: Вводный курс. Учебное пособие. Рек. УМО / С. Емельянов.— СПб.: Питер, 2006

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006.

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Трикста, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006

Тема 3. Коммуникативное пространство как сфера PR- деятельности.

Студент должен знать: понятия коммуникативной среды предприятия, коммуникативных моделей, виды коммуникаций, формы подачи новостных материалов, типы сообщений в управленческих коммуникациях.

Студент должен уметь: применять теоретические знания на практике, иметь навыки использования коммуникативных моделей в PR-деятельности; навыки организации PR- коммуникации.

Содержание темы

Коммуникативная среда предприятия. Коммуникативные модели в PR-деятельности. Виды коммуникаций. Коммуникации и распространение информации в обществе. Элементарные операции PR. Организация PR- коммуникации. Средства массовой коммуникации, их классификация и назначение. Формы подачи новостных материалов Менеджмент новостей и конструирование новостной информации. Реляционные и информационные типы сообщений в управленческих коммуникациях. Модели принятия решений в процессе переговоров.

Практическое занятие 4. Коммуникативное пространство как сфера PR-деятельности.

Вопросы:

Понятие и виды коммуникации.

Коммуникативная среда предприятия.

Коммуникативные модели в PR-деятельности.

Практическое занятие 5. Организация PR-коммуникации

Вопросы:

Средства массовой коммуникации.

Менеджмент новостей.

Элементарные операции PR.

Рекомендуемая основная литература:

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова .— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Рекомендуемая дополнительная литература:

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Трикста, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006

Самостоятельная работа (аудиторная): анализ кейс-ситуаций.

Кейс 5. Паблик рилейшнз и другие виды коммуникативной деятельности

Деятельности в сфере PR непосредственно связана с целым рядом близких видов коммуникативной деятельности. К ним относятся: пресс-посредничество; промоушн; паблисити; пропаганда; реклама; маркетинг. При сравнении этих видов деятельности можно увидеть как сходство, так и существенные отличия.

Задание:

Укажите критерии выявления различий между PR и пресс-посредничеством/

Покажите существенные различия целей и методов работы пропаганды и паблик рилейшнз.

Составьте краткое информационное сообщение в виде рекламного блока и PR-сообщение и покажите их отличия.

Кейс 6. Формы подачи новостных материалов

Когда разрабатывалась информационная стратегия празднования 100-летия Московского Художественного театра, имелось в виду следующее: 22 июня 1887 г. (по старому стилю) в ресторане «Славянский базар» состоялась встреча К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, в ходе которой они и договорились о создании МХТа. Но сам театр открылся год спустя – 26 октября 1898 г. Авторы замысла празднования принимают решение – объявить период между двумя событиями годом 100-летия МХТа. В дальнейшем под флагом векового юбилея театра проводилась целая серия мероприятий, причем «информационный вес каждого из них существенно усиливался присутствием солидной даты.

Вопросы и задания:

Существуют ли методы усиления новостей? Какие именно?

Какой прием усиления новости использован в данном случае?

Предложите свой вариант усиления новости применительно к социально-культурному сервису.

Кейс 7. Формы подачи новостных материалов

Предлагается провести презентацию нового журнала, посвященного проблемам развития туризма в Российской Федерации. По замыслу издателей, издание будет интересно как специалистам, так и широкой общественности. При этом ясно, что новость принадлежит к числу событий на рынке СМИ, а последние о своих конкурентах распространяться не очень любят.

Вопросы и задания:

Какие приемы можно использовать для презентации нового издания?

Кого их известных людей лучше всего привлечь к мероприятию?

Какие государственные и деловые структуры могут участвовать в презентации?

Какие общественно важные проблемы связаны с новым изданием?

Кейс 8. Формы подачи новостных материалов

При прочих равных условиях значительно больший выход в СМИ имеет та новость, которая максимально «разжевана» в раздаваемых журналистам материалах. При премьере историко-документального фильма вот какие материалы лежали в пресс-папке:

Приглашение на пресс-конференцию

Приглашение на премьеру видеофильма

Программа проведения пресс конференции с перечнем всех ее участников

Тексты всех выступлений на пресс-конференции

Информация о видеофильме с полным воспроизведением всех звучащих в фильме текстов

Краткая хроника событий

Краткие сведения и воспоминания участников событий

Авторские исторические справки

Пресс-релиз

Видеокассета с фильмом

Фотографии

К тому же в зале, где проходили пресс-конференция и премьера фильма, была развернута тематическая выставка, на которой работали консультанты.

Вопросы и задания:

Какие приемы использованы для придания веса новости в данном примере?

Что представляет собой пресс-папка?

Можно ли использовать такие приемы в отраслях социального сервиса? Приведите пример.

Самостоятельная работа (внеаудиторная): подготовка докладов и сообщений по теме.

Коммуникативная среда предприятия.

Коммуникативные модели в PR-деятельности.

Формы подачи информационных материалов.

Управление информацией.

Информационная стратегия предприятия.

Модели принятия решений в процессе переговоров.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Трикста, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова .— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Тема 4. Управление PR- деятельностью.

Студент должен знать: понятия организации и функциональной структуры, типы организационных структур, особенности работы PR-подразделения в органах государственной власти, в коммерческих структурах.

Студент должен уметь: иметь навыки использования технологий; навыки организации PR-кампании, программ и кампаний паблик рилейшнз фирмы.

Содержание темы

Организация и ее функциональная структура. Типы организационных структур управления. PR-служба: структура и функции. PR-подразделения в органах государственной власти, в коммерческих структурах. Профессиональные организации PR. PR-кампания и ее составляющие. Организация программ и кампаний паблик рилейшнз в мезосреде фирмы. PR-сопровождение проекта. Эффективность PR и коммуникативных мероприятий.

Практическое занятие 6. Организация и ее функциональная структура.

Вопросы:

Макросреда фирмы, цели и задачи

Организация и ее функциональная структура, типы структур

PR-подразделения в государственных и коммерческих организациях

Практическое занятие 7. Профессиональные организации PR.

Деловая игра «Создание PR-службы»

Слушатели распределяются по группам 5-6 человек.

Группа выбирает вариант PR-структуры: отдел в фирме или корпорации, небольшое частное PR-агентство, крупная PR-компания и др.

Описание функции и разработка оргструктуры.

Выступление и защита своего проекта: доклад, вопросы на уточнение, дискуссия, пожелания, рекомендации.

Подведение итогов. Оценка каждого выступления. Что понравилось, не понравилось? Выбор лучшей презентации.

Практическое занятие 8. Управление PR-деятельностью

Вопросы:

Организация PR-деятельности.

Цели, задачи, функции PR-специалистов, отделов, специализированных предприятий

Деятельность ведущих PR-предприятий Российской Федерации и региона.

Рекомендуемая осносная литература:

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006— 300с.

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова .— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Рекомендуемая дополнительная литература:

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Триеста, 2006.

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006.

Самостоятельная работа (аудиторная): обсуждение вопросов темы, анализ кейс-ситуаций.

Кейс 9. PR-служба: структура и функции

Функции государства с неизбежностью включают функции управления связями с общественностью («паблик рилейшнз»), порождают специальные государственные и муниципальные структуры, призванные оптимизировать эти связи.

Управление, не обогащенное структурами и знаниями в области «паблик рилейшнз», воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: их наличие в большой степени способствует созданию модели «открытой», «отзывчивой» бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям. Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои информационные и коммуникативные возможности, обеспечивает устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса.

Вопросы и задания:

Как обычно называются PR-службы в органах государственной власти?

Каковы направления работы таких служб?

Приведите пример успешной PR-компании для одной из госструктур.

Кейс 10. PR-служба: структура и функции

Рассмотрим структуру PR-агентства «Международный пресс-клуб». Здесь действуют центральный офис (Центр международной торговли в Москве) и филиалы (Всероссийский выставочный центр, Центральный дом журналиста), опирающиеся в своей работе на три отдела: креативный, коммерческий и организационный. Дополнительно к этому функционируют информационное агентство, бухгалтерско-аудиторское подразделение, группа компьютерного обеспечения, группа консультантов и группа выпуска специальных изданий. Характерно, что функции отделов, групп и специалистов накладываются друг на друга, что позволяет обеспечивать мобильность, взаимозаменяемость и полноценную деятельность фирмы силами штатных сотрудников в количестве, не превышающем обычно 20 человек.

Вопросы и задания:

Покажите преимущества специализированной PR-фирмы перед PR-подразделениям предприятия.

Какие задачи решает специализированная PR-фирма для своих заказчиков?

Предложите организационную структуру и название специализированной PR-фирмы в нашем городе.

Кейс 11. PR-служба: структура и функции

PR-подразделения в коммерческих структурах могут быть одноуровневыми или многоуровневыми. Так, выделяются должности социолога, психолога, менеджера по связям со СМИ, менеджера по рекламе.

В PR-департаменте нефтяной компании «Лукойл» существовала дополнительная градация на отделы. Например, первый отдел отвечал за формирование и реализацию рекламной политики компании. Второй отдел занимался выставками, выполняя при этом две задачи: показать новейшие технологии, которые существуют у компании и продаются, и почерпнуть идеи и опыт других. Третий осуществлял контакты с государственными органами и общественными организациями.

Вопросы и задания:

Какие задачи решает PR-служба на предприятии?

Какие специалисты выполняют функции PR-службы на предприятии? (при отсутствии отдела)

Предложите модель PR-службы в коммерческой структуре (перечень должностей и отделов, их функции).

Кейс 12. Управление PR-деятельностью

Структура PR-агентства «Международный пресс-клуб» включает в себя центральный офис (информационное агентство, бухгалтерско-аудиторское подразделение, группа консультантов и группа выпуска специальных изданий) и филиалы, которые имеют три отдела: креативный, коммерческие и организационный, численность сотрудников не превышает 20 человек.

Вопросы:

Предложите схему организационного построения PR-агентства

Укажите возможности развития без увеличения численности персонала.

Практическое занятие 9. PR-кампания на предприятии

Вопросы:

PR-кампания и ее составляющие

Организация программ и кампаний паблик рилейшнз в мезосреде фирмы

Самостоятельная работа (аудиторная): анализ кейс-ситуаций.

Кейс 13. PR-сопровождение проекта

В структуре компании «Юникон» был образован Центр макроэкономических исследований. Перед PR-подразделением «Юникона» и специалистами Центра была поставлена задача в короткие сроки и с минимальными затратами создать ЦМЭИ образ одного из наиболее авторитетных экспертных институтов в области макроэкономики. За ориентир «публичности» были взяты Экспертный институт, Институт финансовых исследований, Бюро экономического анализа. Для реализации PR-проекта была разработана программа взаимодействия со СМИ, отличающаяся т упомянутых выше институтов. Главное отличие – полная открытость информации. ЦМЭИ «Юникон» стал первой в России независимой экспертной организацией, анализирующей общеэкономическую ситуацию в стране на макроуровне.

Вопросы:

Каковы преимущества ЦМЭИ «Юникон» перед другими экспертными институтами?

Какие формы подачи PR-коммуникаций могут быть использованы при воплощении данного проекта в жизнь?

Попробуйте оценить данную PR-кампанию с помощью коэффициента эквивалентных рекламных затрат.

Практическое занятие 10. Оценка эффективности PR-деятельности

Вопросы:

Понятие и виды эффективности

Количественные и качественные показатели эффективности PR-деятельности

Методики измерений PR-мероприятий на предприятии

Международные стандарты эффективности

Самостоятельная работа (аудиторная): анализ кейс-ситуаций.

Кейс 14. Эффективность PR и коммуникативных мероприятий

Английская компания «Paragon Communications» разработала относительно недорогую методику оценки эффективности PR-кампаний, которая состоит из семи «модулей»:

Оценка посланий, публикаций и использованных техник PR

Телефонные опросы СМИ

Телефонные опросы людей, принимающих решения, и лидеров общественного мнения

Опрос потребителей по готовой компьютерной базе данных

Почтовый опрос сотрудников

Телефонные интервью с теми, кто присутствовал на мероприятиях PR-программы, и теми, кто на них не пришел.

Ежегодное постоянное исследование по отношению к спонсорским акциям

Задание:

Определите наиболее актуальные модули для ситуаций:

Повышение цен на услуги фирмы

Продвижение на рынок нового товара

ликвидация последствий техногенной аварии

Кейс 15. Эффективность PR и коммуникативных мероприятий

Предположим, что вы направили некоторую информацию в целях воздействия на целевую аудиторию в 1000 человек. Допустим, что 400 из них эту информацию получили. Пусть половина из них восприняли ключевые пункты вашего сообщения. Будет не слишком пессимистично полагать, что пятая часть этой аудитории сформирует свое позитивное отношение к предложенным вами тезисам, и, скажем, каждый десятый из них совершит в ближайшее будущее ожидаемые вами действия.

Вопросы и задания:

Как может измеряться эффективность PR-деятельности?

Какие показатели эффективности присутствуют в данном примере?

Приведите пример эффективной PR-компании.

Самостоятельная работа (внеаудиторная): подготовка докладов и рефератов по теме.

Типы организационных структур управления.

PR-подразделения в органах государственной власти, в коммерческих структурах.

Профессиональные организации PR.

PR-кампания и ее составляющие.

Организация программ и кампаний паблик рилейшнз фирмы.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006— 300с.

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Триеста, 2006.

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006.

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова .— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Тема 5. Управление имиджем.

Студент должен знать: понятие имиджа, его характеристики, различия понятий персональный и корпоративный имидж, макроимидж фирмы, методы формирования имиджа.

Студент должен уметь: пользоваться методами теоретического и практического использования технологий составления имиджа; иметь навыки организации, менеджмента и управления в области имеджиологии.

Содержание темы

Понятие имиджа. Имиджевые характеристики. Персональный и корпоративный имидж. Макросреда фирмы: цели и задачи. Макроимидж фирмы. Стратегия конструирования имиджа. Инструментарий имиджмейкера. Методы воздействия на потребителя информации. Деловой этикет в PR. Роль рекламы в формировании имиджа в PR.

Практическое занятие 10. Имидж предприятия

Вопросы:

Понятие имиджа, его характеристики

Персональный и корпоративный имидж, их составляющие

Макроимидж фирмы, способы его конструирования

Инструменты и методы имиджмейкера

Рекомендуемая основная литература:

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006— 300с.

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова .— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Рекомендуемая дополнительная литература:

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Триеста, 2006.

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006.

Самостоятельная работа (аудиторная): рассмотрение и анализ конкретных кейс-ситуаций, разработка практических предложений.

Кейс 16. Имидж сотрудников компании

Величина предприятия или организации в значительной степени влияет на принципы личного имиджа сотрудников. Большие компании с формальной системой коммуникации и иерархией руководства хорошо функционируют под прикрытием профессиональности – классические костюмы, хороший сдержанный вид и соответствующие аксессуары. Но здесь существуют исключения: к примеру, компании, истоки которых лежат в иной предпринимательской среде. Успешные предприниматели и одновременно «инакоборцы», они отрицают многие традиционные предпринимательские ценности и опыт. Им не приходится соблюдать правила, они достигли всего вопреки последним.

Вопросы и задания:

Каким компаниям, по вашему мнению, наиболее подходит имидж, отрицающий классику?

Какие шаги вы бы предприняли для создания имиджа такой компании?

Самостоятельная работа (внеаудиторная): проработка теоретического материала, анализ конкретных ситуаций на примере предприятий социально-культурного сервиса:

Персональный имидж сотрудника турфирмы и его значение.

Корпоративный имидж как способ привлечения клиентов разных категорий.

Макроимидж фирмы, возможности составления и продвижения.

Стратегия и методы конструирования имиджа.

Работа имиджмейкера, его инструментарий.

Деловой этикет, особенности стиля работника сферы сервиса.

Реклама и имидж в PR.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Белов, А. А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие / А. А. Белов.— Ростов н/Д ; СПб.: Феникс: Северо-Запад, 2005

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Триеста, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова.— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Тема 6. Управление кризисом.

Студент должен знать: понятия кризиса, видов кризисов, алгоритм действий руководства предприятием в период кризиса

Студент должен уметь: практически применять теоретические знания; иметь навыки использования технологий; навыки организации, менеджмента и управления в кризисной ситуации.

Содержание темы

Понятие кризиса. Причины и типы кризисов. Поведение руководства предприятием во время кризиса. Особенности использования информации во время кризиса. Подготовка к кризису и информационная деятельность в кризисной ситуации. Антикризисные программы и антикризисное управление. Роль служб по связям с общественностью в процессе предотвращения, реагирования и ликвидации последствий кризиса.

Практическое занятие 11. Кризисный PR

Вопросы:

Кризисная ситуация на предприятии, ее причины и типы кризисов

Подготовка к кризису

Информационная деятельность в кризисной ситуации

Действия руководства предприятия и PR-специалистов по ликвидации кризиса

Рекомендуемая основная литература:

Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студ. вузов. Рек. МО РФ / В. Ф. Кузнецов.— М.: Аспект пресс, 2006

Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. Рек. УМО / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров; МГУ им. М.В.Ломоносова .— [4-е изд., испр. и доп.].— М.: Дело, 2007

Рекомендуемая дополнительная литература:

Белов, А. А. Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие / А. А. Белов.— Ростов н/Д; СПб: Феникс: Северо-Запад, 2005

Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью: практикум / Э. В. Кондратьев; МО РФ; Федеральное агентство по образованию.— М.: Акад. Проект: Триеста, 2006

Теория и практика связей с общественностью: Учебное пособие. Рек. УМО / А.В. Кочеткова, В.Н. Филиппов, Я.Л. Скворцов, А.С. Тарасов.— СПб: Питер, 2006

Самостоятельная работа (аудиторная):рассмотрение и анализ конкретных ситуаций, разработка предложений по их решению.

Кейс 17. Освещение кризиса в СМИ

На «вашем» предприятии произошла крупная техногенная авария. Журналисты напирают на ворота пропускного пункта. Факт аварии отобразился в своих новостях большинство СМИ.

Вопросы:

Как будет выглядеть ваше обращение к журналистам?

Какую информацию вы им дадите?

Кто перед ними будет выступать?

Где и когда состоится выступление?

Кейс 18. Работа с целевыми аудиториями в условиях ЧП

Нефтяной танкер «Braer» потерпел крушение у берегов Шетландских островов. Около 500 журналистов прилетели на место происшествия.

1 2